Поиск по сайту

Новая система обращения с отходами

По данным статистики каждый год в России образуется около 70 миллионов тонн твердых коммунальных отходов, из которых примерно 60 миллионов тонн направляется на захоронение. В результате на свалках уже скопилось более 31 миллиарда тонн неутилизированных бытовых и 70 миллиардов тонн промышленных отходов, количество которых ежегодно увеличивается. Также растет число несанкционированных свалок.


Отходы, которые можно было бы пустить в оборот по второму, третьему разу практически не перерабатываются, а просто захораниваются, нанося тем самым большой вред экологии.


Что касается Ставрополья, то в крае официально образуется до 1,2 миллиона тонн мусора. Кстати, в этом объеме не учтен мусор, который жители вывозили самостоятельно и тот, который вывозился недобросовестными мусоровывозящими компаниями на несанкционированные свалки, в овраги, лесополосы и т.д.


По большому счету проблема обращения с отходами уже начала выходить из-под контроля. Поэтому на государственном уровне были определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления, направленные на предотвращение вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду, вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.


С 2014 года в ряд федеральных законов стали вноситься существенные изменения, в том числе в Федеральный закон №89 «Об отходах производства и потребления», которые положили начало реформированию системы обращения с отходами в Российской Федерации. Появилось такое понятие как региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, на которого возложена ответственность за всю цепочку обращения с твердыми коммунальными отходами.


В соответствии с 89-ФЗ региональные операторы обязаны обеспечить обращение с ТКО во всей вверенной ему территории. То есть, выстроить и привести в единое целое весь процесс обращения с ТКО, начиная от сбора, вывоза мусора и заканчивая его размещением на санкционированных полигонах, переработкой вторичного сырья, ликвидацией несанкционированных свалок, строительством мусоросортировочных линий и мусороперерабатывающих заводов. Это одна из идей реформы отрасли.


С 2017 года в сфере обращения с отходами были введены новые правила и условия оказания услуг:

·                   Услуги по вывозу и сбору твердых и жидких отходов разделили. Они оказываются и оплачиваются в новом порядке.

·                   Термин твердые коммунальные отходы заменил термин твердые бытовые отходы, а сама услуга по вывозу ТКО стала коммунальной.

·                   Полномочия по обращению с отходами передали с муниципального уровня на региональный.

·                   Субъекты РФ должны до 2019 года разработать территориальную схему обращения с отходами, установить нормативы накопления и тариф на коммунальную услугу, выбрать региональных операторов по обращению с ТКО.

·                   Заключение договора о вывозе ТКО стало обязательным как для жильцов многоквартирных домов, так и для собственников индивидуальных жилых домов, а также для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и т.д.


Такое нововведение, как обязанность обеспечивать обращение с ТКО регулируется ст. 30, 154, 155, 161 Жилищного кодекса РФ; ст. 24.6 и 24.7 Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; п.4 «Правил обращения с ТКО», утвержденных постановлением Правительства РФ №1156:

Статья 24.7 закона №89-ФЗ: все собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления;

Часть 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации: собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами;

Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016г. №1156: «потребитель» – собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.


Получается, что с момента выбора регионального оператора, как юридические, так и физические лица должны заключать договор только с ним. Таким образом, каждый человек вовлекается в новую систему обращения с ТКО. Сжигать мусор, складировать его или вывозить в ближайший овраг нельзя, и с появлением института региональных операторов – не имеет смысла.


Как только региональный оператор приступает к выполнению своих обязанностей – услуга считается оказанной, и, соответственно, подлежащей оплате, независимо, заключен договор или нет, так как договор публичный. Поэтому теперь задача гражданина собрать мусор и передать его регоператору.


 Задача регионального оператора забрать ТКО и отвезти на лицензированный полигон для дальнейшей обработки, утилизации и размещения. Для чего это сделано? Прежде всего, чтобы исключить попадание мусора на несанкционированные свалки, в лесополосы, овраги и т.д.


Так как регоператор должен обеспечить функционирование системы обращения с отходами, то требования к нему предъявляются соответствующие. ТКО должны доставляться на лицензированные полигоны по размещению отходов, включенные в государственный реестр объектов размещения отходов и, соответственно, в территориальную схему обращения с отходами. На объектах, не внесенных в ГРОРО (ст. 12, ФЗ 89) размещение отходов запрещено, и они не включаются в территориальную схему. Полигоны должны соответствовать природоохранному законодательству.


Первоначальная задача, стоящая перед региональным оператором – наладить вывоз ТКО во всех населенных пунктах, входящих в его зону деятельности, даже самых отдаленных, и там, где мусоровозов никогда не видели, а жители вывозили мусор самостоятельно на свалки. Цель – охватить услугой по вывозу ТКО как можно больше граждан, юрлиц, предпринимателей, чтобы меньше образовывались и сокращались нелегальные объекты по размещению отходов.


Затем регоператор должен будет дооснастить систему обращения с ТКО недостающими объектами – мусороперегрузочными и мусоросортировочными мощностями, объектами размещения и обработки ТКО, а также необходимым количеством спецтехники, оборудованием. 


То есть, регоператор пришел не на готовое доходное место, а вкладывает, инвестирует в отрасль свои средства. 


Введение института региональных операторов позволит государству контролировать весь процесс обращения с отходами, а сама система должна стать прозрачной.


Каким образом планируется контролировать обращение с отходами. Прежде всего, разрабатывается и утверждается территориальная схема обращения с отходами. Документ от «а» до «я» расписывает всю схему обращения с отходами в регионе.


Территориальная схема содержит данные о нахождении источников образования отходов и количестве образующихся отходов, о нахождении мест накопления отходов, объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов. Вносятся данные, где находятся объекты размещения отходов, включенные в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО), схема потоков отходов, данные о планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов. Оценивается объем соответствующих капитальных вложений в строительство, реконструкцию, выведение из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, вносятся сведения о зонах деятельности регионального оператора и другие данные, позволяющие понять, что и как делать с отходами в регионе.


Далее утверждается региональная программа в области обращения с отходами, содержащая конкретные действия по реализации территориальной схемы.


Цены на услугу теперь также регулируются государством. Так как услуга уже стала коммунальной, то тариф для нее устанавливает орган исполнительной власти, уполномоченный в области регулирования тарифов. В Ставропольском крае  –  это Региональная тарифная комиссия Ставропольского края. Тариф устанавливается предельный, регоператору нельзя применять тариф выше установленного. 


Также для формирования цены применяются нормативы накопления ТКО, которые утвердило министерство жилищного хозяйства Ставропольского края. Нормативы накопления разработаны с учетом четырех сезонов, расчеты проводились в 2016-2017 годах ООО «Северокавказским институтом экологического проектирования» г. Краснодар.


На данном этапе, в соответствии с законодательством, физические лица оплачивают услугу по утверждённому тарифу с учётом утверждённых норм потребления, услуга оплачивается по нормативу накопления независимо от того сколько потребитель накапливает отходов.


В 2019 году на всей территории Российской Федерации заработала новая система обращения с отходами. Ставрополье оказалось среди пилотных регионов, где новая система начала реализовываться с 2018 года. Соглашение с первым из региональных операторов в Ставропольском крае – ООО «Эко-Сити» было подписано 2 июня 2017 года, к непосредственному выполнению своих обязанностей регоператор приступил с 1 января 2018 года.


В зону деятельности регионального оператора вошли 11 из 26 муниципальных образований Северной части Ставропольского края: Апанасенковский, Грачевский, Красногвардейский, Труновский, Туркменский, Шпаковский муниципальные округа, Новоалександровский, Петровский, Изобильненский, Ипатовский городские округа края и город Ставрополь.